• Бог нас никогда не оставляет. Его оставляем мы. (преп. Паисий Святогорец)

В память о просветителе Поволжья

4 августа в Седмиезерной Богородичной пустыни было совершено и панихида в память о митрополите Казанском и Свияжском Вениамине (Пуцек-Григоровиче). Возглавил службу протоиерей Леонид Прокопьев из с. Нырья Кукморского района Казанской епархии. Ему сослужил духовник Седмиезерской пустыни иеромонах Василиск. На богослужение приехали делегация Нижнекамской городской национально-культурной автономии «Украинское товарищество «Вербычена» во главе с ее председателем Евгением Викторовичем Савенко, общество украинской культуры Удмуртии «Громада» представлял доцент УдГУ Черниченко Денис Аркадьевич. По промыслу Божиему участвовали в богослужении и мы с матушкой Еленой. Мероприятие освещалось телевидением Татарстана. После панихиды коротко о жизненном пути митрополита Вениамина рассказал священник Леонид Прокопьев. Он поведал присутствующим, что мощи митрополита Вениамина в 1930 году были нетленными извлечены из под спуда. Пролежав месяц под открытым небом, они бесследно исчезли. На территории Седмиезерского монастыря установлен памятный крест (где и совершалась заупокойная служба).
Его дополнил Е.В.Савенко. Он в частности отметил, что Митрополит Вениамин, родившись в Украине, закончив Киево Могилянскую духовную академию много лет возглавлял Казанскую кафедру и был автором первой грамматики (азбуки) для чувашей, удмуртов и марийцев. И на сегодняшнее мероприятие собрались на казанской земле украинцы, татары и удмурты, чтобы отдать дань уважения выдающемуся священнослужителю просветителю Поволжья.
После короткого митинга несколько кантов на украинском языке исполнил ансамбль «Мрiя» города Казани. Руководитель ансамбля является Архипова Татьяна Владимировна. Ансамбль «Мрiя» ( в пер. с укр. «Мечта») представлял украинскую диаспору Дома дружбы народов г. Казани.
Автономию удмуртов Республики Татарстан представляла ее исполнителный директор Марина Иванова. Вместе с ней приехал и Романов Михаил Ефимович. Михаил Ефимович – единственный в Татарстане исполнитель удмуртских мелодий на скрипке (кубызчи). После монастырской трапезы он порадовал всех собравшихся игрой на кубызе.
Вот так митрополит Вениамин собрал в который раз из разных мест своих почитателей. Многие из них не будучи ранее даже знакомы, расставались уже друзьями. В настоящее время в Священный Синод РПЦ направлены документы с просьбой о прославлении Митрополита Вениамина.
Краткая биография митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (Пуцек-Григоровича)
Родился будущий митрополит в 1706 г. в г. Лохвица Полтавской губернии. Григорий Григорович, отец митрополита Вениамина, — украинец, служил в Лубенском полку, мать происходила из поляков дворянского рода Пуцеков, православная. Получив хорошее домашнее образование, Василий в 1728 г. Поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой в 1733 году назначен учителем в Казанскую духовную семинарию.
В 1740 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. Исполнял обязанности помощника епархиального миссионера архим. Свияжского Богородицкого монастыря Димитрия (Сеченова), который управлял Новокрещенской конторой в Казани, в ведении которой состояли Казанская, Астраханская, Нижегородская и Воронежская губернии.
С 1741 года — префект семинарии.
6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии. Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам – язычникам. За короткое время крестил, просветил большое количество татар, марийцев, мордву, чуваш и удмуртов, обратив их в христианство; изучил их языки.
В 1746 году вызван на чреду священно – служения в Санкт-Петербург.
14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
2 марта 1753 года направлен на епископское служение в Тверь и назначен членом Святейшего Синода.
С 2 апреля 1758 года — епископ Псковский, Нарвский и Изборский.
С 15 сентября 1761 года — архиепископ Санкт-Петербургский и священноархимандрит Александро-Невской лавры.
В 1762 г. присутствовал при погребении императора Петра III в С.-Петербурге, затем при коронации императрицы Екатерины II в Москве.
После выступления 18 июля 1762 г. на совместной конференции Сената и Синода против дополнительной подати с монастырских крестьян 26 июля архиепископ Вениамин был переведен в Казанскую епархию, прибыл в Казань 20 окт. С 26 июля 1762 года — архиепископ Казанский и Свияжский. В 1768 г., во время посещения Казани императрицей, испросил значительные средства для обустройства Духовной Семинарии. В 1771 г. для защиты жителей Казани от эпидемии в город по распоряжению архиепископа Вениамина из Седмиезерной Богородицкой пустыни была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери, Казань была спасена от мора.
26 января 1775 года возведен в сан митрополита.
17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью.
Скончался примерно 21 июня 1785 года.
Погребен в холодном храме в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни. Мощи его, по свидетельству Гавриила Седмиезерного, в 1899 году были нетленны и перезахоронены в соборном храме (в нише с южной стороны). В 1928 году мощи его были вскрыты и лежали совершенно нетленные месяц на проходе собора, но затем исчезли (?).
При архиепископе Вениамине делались первые попытки переводов Свящ. Писания и духовной литературы на татарский, марийский, чувашский и удмуртский языки, приспособляя к этим языкам буквы славянского алфавита, производимые силами учащихся Казанской ДС из инородцев и священников. Рукописи с переводами сгорели в одном из многочисленных пожаров в XIX в.
Митрополит Вениамин был непосредственным участником борьбы с Пугачёвским восстанием в 1773-1775 гг. 12 июля 1774 г. он устраивал крестные ходы в объятой пламенем крепости, служил молебны об избавлении от бунтарей и как очевидец погребения им. Петра Ш убеждал народ не присягать самозванцу. Архиерей выпустил большое число разоблачающих самозванца посланий, которые рассылал по храмам епархии с распоряжением читать их с амвона. В послании, написанном в окт. 1773 г. по просьбе императрицы, архиерей отлучил от Церкви тех, кто не покорился святительскому увещеванию. Владыка также участвовал в организации казанским дворянством земского ополчения.
После освобождения города архиерей был оклеветан капралом, что Владыка посылал своего диакона Алексия Нонина с 3 тыс. рублей и обещанием лояльности к главарю восставших. И он, тайный сообщник Пугачёва, и купец Огородников подтвердили клевету. 15 окт. 1774 г. архиепископ был арестован с запрещением любых объяснений. В янв. 1775 г. чиновник архиерейской канцелярии П. Васильев тайно отправил письмо святителя на имя Екатерины и Владыка был оправдан, и 26 янв. 1775 г. возведен в сан митрополита. В знак благоволения императрица пожаловала ему белый клобук с бриллиантовым крестом. Вышеизложенные события описаны А. С. Пушкиным в «Истории пу¬гачевского бунта» (ПСС в 10 тт. 1964. Т. 8. С. 244-245).
В 1775-1780 гг. митрополит Вениамин заботился о восстановлении храмов Казани, разрушенных во время восстания. Распоряжением Екатерины II в 1781 г. был выстроен загородный архиерейский дом при Казанском Воскресенском монастыре.
17 марта 1782 г. «за старостью и немощами» Владыко Вениамин был уволен на покой в Казанскую Седмиезерную пустынь. Несмотря на то, что митрополит пребывал на покое, Синод направлял в пустынь на его имя все постановления высшей церковной власти. Митрополит проявил себя как щедрый благотворитель. В 1780 г. он пожертвовал пострадавшей от пожара КДА библиотеку творений св. отцов, в 1782 г. передал личную библиотеку Казанской ДС. На его средства был позолочен иконостас монастырской церкви, оказывалась материальная помощь местным крестьянам. Последний указ-извещение из Синода на его имя был получен в пустыни 23 июня 1785 г. После смерти архиерея оказалось, что практически все его средства были употреблены им на благотворительные! цели, хоронили его за счет монастыря.
Для проповеди Слова Божия среди коренных народов Волго-Камья — удмуртов, марийцев, чувашей он создал для них письменность на основе церковно-славянской графики; под непосредственным руководством митрополита Вениамина и при его участии были написаны, изданы грамматики чувашского (1769 г.), удмуртского (1775 г.), марийского (1775 г.) языков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.