• Бог нас никогда не оставляет. Его оставляем мы. (преп. Паисий Святогорец)

Светлой памяти Чирковой Анны Филипповны

 

И сам пойму, что в мире бренном,

Здесь, все надежды хороши.

Дороже всех прикосновений —

Прикосновение души.

(Николай Лавров Нивнянский)

 

             19 февраля 2021 года на 97 году жизни скончалась Чиркова Анна Филипповна. Она появилась на свет 13 февраля 1925 года в деревне Макарово, в многодетной православной крестьянской семье. Была третьей из девяти детей Черных Филиппа Ивановича и Ефросинии Ивановны. Хочется заметить, что родилась она третьей, а земную жизнь покинула последней из братьев и сестер. На долю ее поколения выпало не мало испытаний: голод и тиф, потеря близких и дорогих в ходе репрессий и войн…. Детство и юность ее прошли в бедности. Однажды ее мама не смогла пойти на встречу с вдовами  и женами солдат деревни, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, объяснив свой поступок отсутствием надлежащего платка для покрытия головы.

                Анюта – так ласково звали ее родные, с детства росла удивительно скромной и трудолюбивой. Такой осталась и повзрослев. Судьба в дальнейшем была благосклонна  к ней, дав ей верного заботливого мужа, сына и двух дочерей. Дети выросли прекрасными людьми, достойными своих родителей. Подарили им пять внуков и десять правнуков. Всегда спокойная, доброжелательная и внимательная – Анна Филипповна пользовалась уважением со стороны коллег по работе, односельчан. За годы добросовестного труда имеет немало благодарностей, поощрений. На заслуженную пенсию ее проводили из Дома быта, где последние годы она работала в бухгалтерии.

              Семью Чирковых знаю с детских лет. Моя мама, как и Анна Филипповна, уроженка деревни Макарово. Они даже в военные годы некоторое время обе работали в колхозной конторе счетоводами. Мама всегда очень тепло отзывалась о Чирковой А.Ф., а в последние годы своей жизни нередко заходила навестить ее. Но для себя я открывала Анну Филипповну постепенно. Начав посещать наш Свято-Никольский храм, я первое время несколько робела перед ней – такой мне она казалась строгой и малоразговорчивой. В храме у нее было послушание – читать помянники. Исполняла это дело она предельно серьезно и ответственно: читала всегда стоя, взгляд сосредоточенный, отрешенный. Благоговейное отношение к службе, церковным таинствам прослеживалось и в мелочах. Иногда в храме было очень холодно, но и в такие дни Анна Филипповна на исповедь и причастие никогда не позволяла себе подходить в верхней одежде. Не нравилось ей и как мы, более молодые, нежели она, покрывали плечи шалями и шарфами. Однажды она меня не то чтобы отчитала, но удивила, проговорив: «Раньше только на лошадь клали попону, а теперь вот вы так укрываете себя в храме!» После службы, подойдя ко мне сказала: «Ох, обидела, наверно, я тебя! Ты уж прости!»

             Война подкосила здоровье ее мужа, и в 2004 году Анна Филипповна овдовела. Дочь Валя, понимая, что мама физически слабеет, не оставила ее одну, переехала на жительство к ней. Валя не всегда, в силу разных обстоятельств, могла присутствовать на службе или встретить маму после литургии. В таком случае, в гололед, например, кто-нибудь из прихожан провожал ее до дома. Случалось, что и я порой удостаивалась этой чести, всегда радуясь в душе, что хоть чуточку могу ей послужить! Так постепенно моя душа стала прилепляться к ее душе и жаждать встречи с ней. Притягивала она меня своей искренней, глубокой верой, своей решимостью служить Господу, Церкви! Знала я , что до  возобновления служб в Вавоже, Анна Филипповна стремилась не пропустить ни одной воскресной литургии, большого православного праздника, добираясь до действующей церкви Вознесения в селе Водзимонье автобусом, а то и на попутках. При открытии молельного дома по ул. Советской, привлекла к оборудованию помещения родственников и мужа – Петра Алексеевича. В составе инициативной группы ратовавшей за восстановление храма в с. Вавож, и она приложила немало физических и духовных сил! Это и хождение по кабинетам районного начальства, поездки к митрополиту в Ижевск, встречи и разговоры с жителями села, поездки по сбору икон и материальных средств по деревням района…

                  Не только в церкви, но и дома она старалась уделять время молитве, чтению священных писаний, житий святых…. Несколько лет назад она вдруг поделилась со мной: «Знаешь ли, просят знакомые молитв, а как отказать просящим… вот я и молюсь, и молюсь…. Не поверишь, но нередко и сбывается просимое! Какой же радостью это отзывается в моей душе!» Меня не столько удивило, что Бог откликается на ее молитвы, сколько то, что не было и тени тщеславия в ее словах! Одному Господу известно, сколько сил ею было отдано в молитвенном подвиге за души вновь преставленных не только родных ей людей, но и просто прихожан храма! За многих умерших она ежедневно молилась в течении сорока дней.

                      А какой удивительной она была рассказчицей, как много знала она о жителях своей деревни! Порой, придя к Чирковым с их родственницей Ворсиной Л.А., также уроженкой деревни Макарово, узнаешь различные не только скорбные, но порой и смешные истории о жизни и быте деревни тех далеких от нас лет. В последние два года Анна Филипповна сильно ослабела физически, но при этом много помнила, практически до последних дней узнавала не только родственников, но и знакомых.

                   Читая жития святых, мы узнаем, насколько они были любвеобильны. И сердце Анны Филипповны, подобно им, вмещало в себя столько любви, что ее хватало не только на родных и близких, но и на многих окружающих! Люди тянулись к ней, заходя не только за советом и помощью, но и просто почитая за радость посетить такого человека! Они – мать и дочь, настолько хлебосольные, гостеприимные люди, что думаешь зайти на минутку, а задержишься на час и более. Когда Анна Филипповна ослабела и перестала посещать храм, а произошло это в возрасте 93-х лет, я договаривалась о посещении дома на Майской с Ворсиной Л.А. Мы еще только переступили порог их дома, как уже слышен голос Анны Филипповны: «Валя, гости пришли, накрывай скорее на стол»! На стол выставлялось  и различные  заготовки Валиного приготовления  и многое другое. Отменными всегда были грибы, которые даже и летом 2020 года чистила мама Вали. При прощании всегда наделяли гостинцами, щедро одаривая грибами, ягодами или чем иным.

              Моя последняя встреча с Чирковой А.Ф. произошла 7 января 2021 года. Отдохнув после ночной службы, мне утром нестерпимо захотелось повидаться с Анной Филипповной. Позвонив ее дочери и поздравив с Рождеством, я поинтересовалась: «Валя, а можно мне сейчас прийти к вам?» Как же я обрадовалась, услышав ответ: «Приходи, приходи, мы вдвоем, мама терпимо себя чувствует, пообщаемся». Пробыла я у них чуть больше двух часов, и какая же это была теплая встреча! Анна Филипповна всегда гостеприимная, щедрая и на этот раз думала не о себе, а обо мне! «Валя, — говорила она слабым голосом, вот гостья пришла, — называя меня по имени отчеству, давай, собирай на стол». Жизнь уже угасала в ней, но любовь и забота о других, как и прежде, жили в ней!

           Буквально за сутки до завершения ее земной жизни, к ней приезжала скорая помощь. Пчельникова Алевтина Борисовна с трудом, но поставила ей капельницу, а больная собравшись с силами, произнесла «Спасибо».

          Как же можно нам, живущим, соприкоснувшимся с такой чистой душой, забыть ее? Светлая память тебе и Царствие Небесное, дорогая наша Анна Филипповна! Мы осиротели, но всегда будем помнить тебя!

           Отпевание Анны Филипповны состоялось 21 февраля  Свято-Никольском храме с. Вавож. Как то удивительно тихо было в храме в ходе отпевания. Многие отметили, что на душе была не только скорбь от горечи утраты, но и тихая радость, что отошла ко Господу чистая светлая душа. Не нам судить, но так хочется верить, что и там, на небесах с радостью примут ее душу и она удостоится лицезреть того, кому многие, многие годы служила верой и правдой!

 

Прихожанка Свято-Никольского храма с. Вавож Черных Н.В.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.